Четверг, 21.09.2017
Сайт заместителя по ВР Райлян О.Г
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Разработка урока

Тема:ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Цели: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; воспитывать эстетический вкус, внимательность; приви­вать навыки аккуратности; развивать пространственное представ­ление.
Оборудование: коллекция «Волокна», лупа, пинцет, неупорная чашка, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос учащихся по теме «Общие правила техники' безопасности».
В о п р о с ы для повторения:
1) Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Техно- логия»?
2) Что надо помнить учащимся во время работы?
3) Что должны сделать учащиеся по окончании работы?
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний. Учитель. Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в 5 классе.
Учащиеся. Натуральные волокна растительного проис­хождения - лен и хлопок.
Учитель. Назовите свойства этих волокон, их приме­нение. (Ответы учащихся.)
2. Объяснение учителя.
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сдела­ны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т. д.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами вы­брать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства.
Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волос­ков - волокон. Эти волокна (шерстинки - в шерстяной ткани, рас­тительные волоски - в хлопковой, волоконца льняного стебля - в льняной) называются прядильными волокнами. Из волокон полу­чают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани. делятся на натуральные — это те, которые подарены (шерстяные, шелковые, хлопковые, льняные) и химиче-: торые получают в результате химических процессов. Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного «происхождения - шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон получаются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
С незапамятных времен люди использовали для изготовления изделий шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам.
Известный русский географ-исследователь П. К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал странные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные изделия. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.
Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Тонкорунные овцы известны со II века до нашей эры, когда скрестив колхидских ба­ранов с итальянскими овцами, римляне вывели тарентайнскую по­роду овец с коричневой или черной шерстью. В I веке скрещиванием тарентайнских овец с африканскими баранами в Испании получили первых мериносов. От этого первого стада в конечном итоге произошли и все другие породы мериносов: французские, саксонские и т. д.
Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 килограммов сырой шерсти получают 40-60 килограммов чис­той, которую и отправляют для дальнейшей переработки.
Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз, ведущих свое происхождение из турецкого местечка Ангора.
Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.
Высоко упругие прокладочные материалы получают из лоша­диного волоса. Неопытному глазу почти вся шерсть кажется одинаковой вот специалист высокой квалификации способен различить свойства семи тысяч сортов!
В XIV-XV веках шерсть, предназначенную для прядения, че­сали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов стальных зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что очень важно для их равномерного вытягивания и скручивания при прядении.
«Гребешок» оказался поистине золотым. Из расчесанного во­локна получали прочные, красивые нити, из которых выра­батывалась добротная ткань, долго не изнашивавшаяся.
От немецких слов «камм» - «гребень» и «волле» - «чесать» образовалось слово «кам волле» - «чесанная шерсть». Попав в Рос­сию, оно получило суффикс «и» и стало «камвольным». Так назы­вают обработанную гребнем шерсть, предназначенную для произ­водства гладких тканей, а также те предприятия, которые вырабатывают такие ткани (камвольный комбинат). Отсюда же и слово «камвольщик».
Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее хлопчатобумажной, лишь вслед за ней. Машинное прядение шер­сти началось с конца 80-х годов восемнадцатого века. В 1789 году англичанин Эдмунд Картрайт изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайта появилось немало других, более со­вершенных, и процесс этого совершенствования продолжается до сих пор.
Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верб­людов. Основную массу шерсти (95-97 %) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвер­гают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие приме­си; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушиль­ных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.
В отделочном производстве ткани красят в различные цвета, наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными. Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают влагу, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к воздействию света (выше, чем у хлопка и льна).
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани сжечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе растирания ощущается запах жженого пера. Таким путем можно определить: чистая это шерсть или искусственная.
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под разными названиями: драп, сукно, трико, габардин, кашемир и др.
Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В ос­новном разводят тутового шелкопряда.
Первое упоминание о шелке приводится в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: «Это великий принц Хуан очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он поручил ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально при­готовленном для этого месте, так она открыла методы выращива­ния червей, а также размотки коконов и использования шелка для приготовления одежды. В благодарность за этот великий дар по­томки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей». Китайская хронология относит это преда­ние к 2640 году до нашей эры.
Шелкопряды развиваются в несколько стадий: яйцо (грена), гусеница (личинка), куколка и бабочка. Гусеница развивается 25-30 дней и проходит пять возрастов, разделяемых линьками. Ее длина к концу развития достигает 8, а толщина 1 сантиметра. В конце пятого возраста шелкоотделительные железы гусениц запол­няются шелковой массой. Шелковина - тонкая парная нить из бел­кового вещества фиброина - выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Образование кокона длится 3 дня, после чего происходит гладкая линька, и гусеница превращается в куколку, а через 2-3 недели в бабочку, которая живет 10-15 дней. Бабочка-самка откладывает грену, и начинается новый цикл развития.
Из одной коробки грены массой 29 граммов получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих че­тыре килограмма натурального шелка.
Для получения шелка естественный ход развития шелкопря­да прерывают. На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек.
На шелковых предприятиях коконы разматывают, соединяя вместе несколько коконных нитей.
А задумывались ли вы над тем, каково изначальное значение слова «шелк»? Буквальный его перевод может показаться неожи­данным: «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло дальней, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающий «китайская материя» (от «сэрэс» - Китай). В средние века вместе с шелковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что пре­образовать «сильки» в «шелк» не так уж трудно. Возможно, что словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Ничего необычного в таких превращени­ях нет: ведь прошли столетия после первого знакомства русских с шелком. Его везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого и на них можно было хорошо заработать.
Это учел, кстати, русский царь Алексей Михайлович. В сере­дине семнадцатого века он попытался разводить шелковичных чер­вей под Москвой, в Измайлове. Были выписаны специалисты из Астрахани. Увы, из царской затеи ничего не вышло.
Уделил внимание шелководству и Петр I, приказавший раз­водить шелковичных червей в Украине и на Кавказе.
Ученые полагают, что шелководство возникло в глубокой древности, независимо друг от друга, в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В Европу шелк стал ввозиться еще во втором веке нашей эры - в эпоху римской империи. В четвертом веке греческие мона­хи, раздобыв яйца шелковичного червя, сумели развести его в на­возе. Греческие правители сделали из этого тайну. Им удалось дол­гое время получать шелк, изделия из которого продавались по всей Европе.

Затем шелковичного червя стали разводить в Византии, поставлять в Сицилию, южную Италию, затем во Францию. : славилась шелковая промышленность, процветавшая в таких городах Болонья, Лукка, Генуя, Венеция, тральный шелк - это тонкие нити, которые получают при коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, - гаи на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивается перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда - яичко, гусеница, куколка, бабочка. Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки - размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной т 600 до 900 м. Такую нить называют шелком-сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: обработка кокона горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывания нитей скольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладко-крашенными, пестрокрашеными, напечатанными.
Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в XVII веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказ под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелковым производством.
Шелковые волокна имеют следующие свойства: они об­ладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна. Горит шелк так же, как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень при­ятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

IV. Закрепление изученного материала;
1.Работа по учебнику.
1) Самостоятельное чтение и анализ § 1 (с. 5-8).
2) Конспектирование основных понятий в рабочую тетрадь: шерсть, руно, натуральный шелк, первичная обработка шелка, шелк-сырец.
Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблю­дов и др.). Виды волокон шерсти: пух (наиболее ценное тонкое мягкое извитое волокно), переходный волос, ость (более толстое,
19жесткое и менее извитое, чем пух, волокно) и «мертвый волос (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.
Шелк натуральный - текстильная нить животного проис­хождения; продукт, выделяемый железами гусениц шелкопрядов.
Шелк-сырец - материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов, из которого вырабатывают кручены, шелк, используемый в трикотажном производстве для получения швейных ниток. Отходы перерабатываются в пряжу, из которой изготовляют крепдешин, парашютное полотно и другие ткани.
Руно - шерстяной покров овцы, состриженный сплошным пластом.
3) Вопросы и задания для обсуждения:
- Рассмотрите и назовите животных, дающих шерсть.
- Какие из них дают наибольшее количество всей шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях? (Основную массу шерсти дают овцы.)
- Как зависит прочность ткани от толщины волокна? (Чем толще волокна, тем прочнее ткань.)
- Каких цветов бывают естественные шерстяные волокна? (Белого, серого, рыжего и черного цветов.)
- В чем состоит свойство свойлачивания волокон шерсти? (Шерсть сваливается под действием влаги и трения.)
- Охарактеризуйте, какими свойствами обладают шерстяные волокна. (Ответы учащихся.)
- Какие текстильные материалы изготовляют из шерсти?
- Объясните стадии развития тутового шел­копряда.
- Как получают натуральный шелк?
- Какова цель первичной обработки шелка?
- Из чего ткут шелковое полотно?
- Дайте характеристику свойств натурального шелка.
- Какие ткани получают из шелка?
2. Практическая работа № 1 «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка».
Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
Анализ и оценка работы.
учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.
VI. Итог урока.
- Назовите, какие волокна изучали в 5 классе.
- К какой группе волокон они относятся?
- Какого происхождения эти волокна?
- С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?
- К какой группе волокон они относятся?
- Какого происхождения эти волокна?
- Обобщим полученные сведения. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные.
Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к изделиям растительного и животного происхождения.
- Где пригодятся вам знания по материаловедению?
Домашнее задание. § 1,уметь объяснить значение основных понятий по теме и ответить на вопросы.


Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz